04_figЧетвертый курс

 Продолжительность занятия – 2 часа

Учебный курс включает в себя пять тем: « Шахматное наследие», «Дебютная подготовка», «Стратегия и тактика», «Базовый эндшпиль», «Экзамен».

Курс посвящен совершенствованию стратегического и тактического мастерства. Дети учатся глубже обдумывать свои действия и развивают стратегическое мышление. Расширяются знания, уделяется внимание избранным дебютам, типичным миттельшпильным позициям, а также базовым эндшпилям. Дети решают дополнительные задания на каждую тему.

ТЕМАТИКА КУРСА

1. ШАХМАТНОЕ НАСЛЕДИЕ.  Биографии  чемпионов мира по шахматам. Анализ партий сильных игроков атакующего стиля – Алехина, Таля и др., а также партии выдающихся «защитников» – Ласкера, Петросяна, Карпова и др. Стили шахматной игры. Просмотр фрагментов фильмов про известных шахматистов.

2. ДЕБЮТНАЯ ПОДГОТОВКА.  Расширение дебютного репертуара. Типичные планы в различных дебютных схемах.

3. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА (основная тема курса). Краткосрочное и   долговременное планирование. Распознавание планов соперника и соответствующая перенастройка собственных планов. Выявление ходов-кандидатов. Оценка позиции и организация атаки. Объект атаки. Стратегическое понимание позиции. Оборонительные приемы: профилактика, размен, контратака. Статическая и динамическая позиции. Реальные и мнимые жертвы. Тактические и стратегические угрозы.

4. БАЗОВЫЙ ЭНДШПИЛЬ.  Базовые позиции для каждого типа эндшпиля. Ключевая расстановка с разбалансированным материальным соотношением: пешки против слона (или коня), ладья против ферзя, ладья против слона (или коня) и т.д. Позиция Лусены, фронтальная атака, отрезание по 6-й горизонтали и т.п.

5. ЭКЗАМЕН. Начисление рейтинга. Тестирование знаний по трем категориям:

а) стадии игры – дебют, миттельшпиль, эндшпиль;
б) динамика – атака, защита, контратака, стратегия и тактика;
в) ситуационная оценка – техника расчета, распознавание угроз, умение жертвовать, знание стандартных эндшпилей.

ИГРОВАЯ ПРАКТИКА

На каждом занятии отводится 30 минут на игровую практику с шахматными часами.

К концу учебного курса дети должны знать:

  • что означают термины: стратегия, ходы-кандидаты, профилактика;