03_fig

Второй курс

 Продолжительность занятия – 1 час

На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

Учебный курс включает в себя три большие темы: «Основы дебюта», «Основы миттельшпиля» и «Основы эндшпиля».

ТЕМАТИКА КУРСА

1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

2. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Отрытый шах. Двойной шах.   Комбинации на мат в два хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения пешечного прикрытия короля, освобождения  пространства, устранение защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

3. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами. Матование слоном и конем. Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля). Самые общие рекомендации  том, как играть в эндшпиле.

ИГРОВАЯ ПРАКТИКА

На каждом занятии дети играют друг с другом, используя приобретенные знания.

К концу учебного курса дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного курса дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания;
  • проводить тактические приемы.

 Во время учебного курса дети участвуют в двух турнирах с шахматными часами.